На сегодняшний день одной из важнейших задач государственной политики в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, утверждены федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц. Закон обязывает создать специальные условия для обучения детей с ОВЗ и конкретизирует эти условия. Необходимость создания данных условия вытекает из особых образовательных потребностей детей.
Для удовлетворения потребностей данных групп в МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.» работает служба психолого-педагогического сопровождения, включающая в себя таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютер, социальный педагог.
Психолого-педагогическое сопровождение таких обучающихся позволяет педагогам совместно со специалистами и родителями отследить динамику развития обучающегося, обсудить существующие проблемы по каждому обучающемуся и наметить возможные пути их решения, определить наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, и обсудить прочие вопросы реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения детей.
Образование для детей с особыми образовательными потребностями
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
- обучение совместно с другими обучающимися
- обучение в отдельном классе обычной школы
- обучение в специальной школе
- индивидуальное обучение на дому
В МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.» созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
- приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК и ЦПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам, в том числе на дому;
- в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе создана психологическая служба;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ОВЗ необходимо создание специальных условий.
Начиная с 2017 года, школа является опорной площадкой по реализации проектной инициативы «Создание и внедрение модели обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» и имеет организованный и оборудованный в соответствии с требованиями образовательного пространства – ресурсный класс.
Кабинет для ресурсного класса в МБОУ СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» достаточно просторный, чтобы вместить четыре функциональные зоны.
- Зона для индивидуальных занятий;
- Зона для групповых занятий;
- Рабочая зона учителя;
- Зона для отдыха и сенсорной разгрузки.
Зона для индивидуальных занятий включает в себя наличие специальных одиночных парт, которые располагаются по обе стороны класса вдоль стены и окон. Данное расположение парт помогает минимизировать возникновение раздражающих факторов для детей с РАС.
Зона для групповых занятий включает в себя двуместные парты, которые располагаются друг за другом, как в общеобразовательном классе, непосредственно вблизи учебной и интерактивной доски. Таким образом, дети постепенно смогут привыкнуть к учебному процессу для перехода в общеобразовательный класс.
Зона сенсорной разгрузки. Для того чтобы у детей была возможность отдохнуть и получить дополнительную стимуляцию для дальнейшей деятельности, в классе оборудована зона сенсорной разгрузки и отдельное помещение – сенсорная комната. Сенсорная зона – это зона, специфичная для ресурсного класса, в котором обучаются дети с расстройствами аутистического спектра.
Зона сенсорной разгрузки в классе оснащена нижеперечисленным оборудованием:
- Мягкие пуфы, напольные маты, мягкие модули, игровой туннель, конструктор из мягких блоков;
- Боди-сокс;
- Модульный коврик «Универсал»;
- Балансировка и координация: Черепаха;
- Утяжеленная подушка;
- Развивающие настольные игры;
- Сенсорные игрушки.
Оборудование Сенсорной комнаты:
- Интерактивная воздушнопузырьковая трубка «Настроение»;
- Зеркальный шар и источник света;
- Световой стол для рисования песком из сосны;
- Панно «Звездное небо»;
- Сухой бассейн с шарами;
- Передвижной стол для занятий с водой и песком.